Обращаясь в автотранспортную компанию, многие интересуются в первую очередь стоимостью и сроками доставки, оставляя вопрос возмещения ущерба в случае повреждения груза без внимания. И совершенно напрасно, ведь непредвиденные ситуации, при которых он может пострадать, возникают даже у самых ответственных и опытных перевозчиков.
Когда груз может пострадать
Эксперты в области грузоперевозок утверждают, что повреждение груза может наступить как по вине автотранспортной компании, так и по причинам, от нее не зависящим.
Чаще всего это происходит в результате:
- ДТП;
- стихийного бедствия;
- противоправных действий;
- нарушения правил перевозки.
Какой бы ни была причина порчи материальных ценностей, грузоотправитель хочет получить возмещение их стоимости.
Подводные камни законодательства об ответственности за порчу грузов
Отношения между грузоотправителем и транспортной компанией регулируются ГК РФ. Так ст. 796 предусматривает ответственность перевозчика за сохранность грузового отправления с момента его принятия вплоть до момента выдачи грузополучателю. Казалось бы, согласно этой норме автоперевозчик в любом случае должен возместить ущерб. Однако перевозчику удастся уйти от ответственности, если он докажет, что порча (утрата, недостача) багажа произошли в результате обстоятельств, которые он не мог предвидеть, предотвращение которых от него не зависело.
Так что, если автоперевозчик не возместил ущерб добровольно, судебные разбирательства в разных инстанциях могут растянуться на годы. Избежать долгих тяжб можно, если застраховать свой груз либо выбрать компанию, которая обеспечивает охрану отправлений, имеет договор страхования своей ответственности.